Особливості хронотопів роману «Чапаєв та порожнеча»
Анотація
В статье рассматриваются структурные особенности построения хронотопов в романе Виктора Пелевина. «Чапаев и Пустота» – второй роман современного российского писателя и, теперь это можно утверждать наверняка, продолжил цикл романов, которые раскручивают авторский замысел в определенной последовательности художественного изложения. Эта последовательность легко прослеживается в актуальности тех вопросов, которые В. Пелевин ставит перед героем и реципиентом в своем творчестве. Так как события, изображенные в его романах локализованы преимущественно в пространстве города, столичного и периферийного, в статье исследуются особенности именно урбанистического хронотопа в романе «Чапаев и Пустота».
В результате исследования можно констатировать, что В. Пелевин использует новаторские художественные приемы в создании урбанистического хронотопа психиатрической лечебницы. Этот прием помогает авторской задаче деконструкции и десакрализации мифов советской действительности. Хронотоп психиатрической лечебницы романа «Чапаев и Пустота» интертекстуально перекликается с богатым литературным разнообразием художественных текстов, описывающих лечебные заведения подобного типа. Достаточно привести в качестве примеров неполный перечень художественных текстов и их авторов, без временной привязки, вразброс: «Над кукушкиным гнездом» Кен Кизи; «Прерванная жизнь» Сюзанна Кейсен; «Палата № 6» Антон Чехов; «Остров Проклятых» Деннис Лихэйн; «Безумие» Камерон Джейс и этот список можно продолжать и продолжать. Психотерапевтический опыт, который приобретают персонажи этих произведений в психиатрических лечебницах или заведениях подобного типа, позволяет им избавится от фантомов из прошлого, преследующих их, применяя авторский прием десакрализации и деконструкции.